Rambler's Top100

АВТОРСКАЯ АКАДЕМИЯ СВЕТСКОГО АСКЕТИЗМА Владимира Соковнина

 главная  | о клубе  | великие аскеты  | публикации  | проекты | интервью  | Я-менеджмент   
 

 

Если у Вас возникнет интерес к культуре светского аскетизма и Вы захотите ее освоить для здоровья, похудения, оптимистического тонуса и др. целей, присоединяйтесь к моим блогам и страницам в сетях

Тому, кто станет светским аскетом XXI века,

СЛАВА!

Мой e-mail vmmss@mail.ru

Трудно ли быть светским аскетом?

(интервью В. Соковнина журналу "ТЕЛО")

– Владимир Михайлович, практика аскетизма связана с ограничениями, запретами, воздержанием. Требуются усилия воли, тренированность. Не останавливает ли это людей, которые умом понимают полезность аскетического образа жизни, но практически реализовать его на себе у них не хватает сил?
– Думаю, что дело не в этом. Просто лень, а лень-матушка, как известно, раньше нас родилась. Это в буквальном смысле, эволюционно: уже первобытный человек использовал каждую возможность отдохнуть, полениться-понежиться. Для сохранения энергии. А жизнь была суровой и понежиться не давала. Но это маленькое отступление... А по существу аскетизм нисколько не сложнее, чем тот же гедонизм, тем более в его вульгарном виде погони за удовольствиями и страха перед малейшей трудностью и неудовольствием. Даже, я бы сказал, легче и увлекательнее в исполнении. Ведь, скажем, для того, чтобы наклюкаться, надо ого-го сколько сил потратить! Компанию подыскать, пива и водки закупить, закуски, место организовать, наконец, вливать, закачивать в себя. В Древнем Риме и Греции для таких гурманов застолий существовали даже специальные рабы, умеющие своим господам очищать желудки, вызывать рвоту, дабы освободить место для очередной порции гурманной вкуснятины. Застолья вообще трудное дело. А после: голова трещит, дурно на душе, вспоминаешь, чего натворил (многие и вспомнить не могут), опохмеливаться надо, два-три дня организм от интоксикации приходит в себя. Легко ли это все вынести? В больницу попадают от тяжелой нагрузки. Инсульты случаются со смертельным исходом. Но привыкли. Плюс коварная фасцинация временного интенсивного удовольствия от этой самой наркоманной по своей природе интоксикации алкоголем, сладостями и жирно-жареной едой. И так во всем, что связано с чрезмерностью потребления и особенно с искусственными формами потребления: жизнь любого наркомана и азартного игромана – сплошная каторга с просветами искусственного блаженства. За рай блаженства расплачивается тело и мозг. Труднейшее занятие! У аскета ничего подобного не наблюдается. Дух его чист, а тело не загружено всяческой отравой и псевдоудовольствиями. И телу, и духу легко.

Но ведь скучно!!! А у того же наркомана жизнь нескучная. И у выпивохи тоже...
– Скучно!? Хм.. давайте сравним. У наркомана жизнь трагически-драматическая. Скучать ему действительно некогда... А о скучности аскетизма – это досужий миф вульгарных гедонистов, прославляющих пьянки, блуд и экстремальные увеселительные проделки. Ну нечем людям заняться, вот и ищут, как бы себя вздернуть, чтобы не одолевала эта самая энтропия-скука. Аскету же всегда есть чем заняться, причем занятия его интересны, увлекательны, сопряжены с творчеством, будь то философские размышления, сочинение какого-нибудь труда, изобретательство, или даже просто мастеровое занятие или познавательное путешествие. Где во всем этом место скуке? Это аскетом не афишируется, поэтому и создается впечатление скучности жизни аскета. А она интенсивна, интересна и наполнена смыслом. Гедонист-то всегда на виду, выпендривается, досаждает окружающим своими экстримзанятиями и выходками, а аскет занят сам с собой или с кругом единомышленников, которым не надо себя разогревать какими-нибудь искусственными стимуляторами. Покойный академик Дмитрий Лихачев очень остроумно ответил как-то на вопрос, кого в обществе больше, хамов и пройдох или порядочных людей: хам на виду, поэтому заметен, а порядочный человек скромен и незаметен, вот и создается впечатление, что хамов больше. Так и с вульгарными гедонистами. Кстати, именно в их среде много толстобрюхих хамов и пройдох. Прескверные существа. Охлотропы.

– Выходит надо изменить сознание и тогда никаких трудностей аскетизм не представляет?!
– В самую точку попали! Конечно надо изменить жизненные установки, ориентиры и ценности. Но ведь так происходит с любым образом жизни. Фанатик тоже потому фанатик, что избрал для себя какую-то идею и превратил ее в идею-фикс. А потом в соответствии с ней и сконструировал свое жизненное поведение. Аскет выбирает путь воздержания от чрезмерностей, наслаждения истинными и естественными ценностями бытия, культуру телесности и здоровья, и, как сказал Булат Окуджава, «совесть, благородство и достоинство». И творческий, полезный труд. А потом воплощает это в своей каждодневной жизни. Только и всего. Почитайте Манифест светского аскета XXI века, в нем подробно изложены принципы и правила светского аскетизма. Разве это трудно? Это интересно, увлекательно. Да еще и в высшей степени полезно обретенными здоровьем, отличной физической и интеллектуальной формой, долголетием. По-моему, трудно найти в наш ожиревший век более оптимальную жизненную стратегию.

– А выполнять ее каждодневно не трудно?
– А в чем может быть особая трудность? Принять контрастный душ? Два-три раза может быть это составит некоторую трудность с непривычки, а потом станет как зубы почистить, даже лучше – приятнее. Не переедать? Да это же великое удовольствие чувствовать легкость в животе! А кроме этого наслаждение гибкостью и подвижностью тела. Размышлять не о том, где бы кого крупно надуть, чтобы иномарку купить? Нейропсихологи не так давно открыли (магнитно-резонансный томограф помог), что лгать мозгу очень трудно, неимоверные затраты энергии и подавления. Мошенники долго не живут. Трудно не завидовать, не лезть из кожи вон в так называемые «элитные группы», не гнаться за престижными всяческими штуковинами? Надо один раз на все это посмотреть честно и с юмором и как рукой снимет! Где они , «элитные»!? Эти брюхатые, самодовольные, малоэстетичные депутаты что ли? Или нахапавшие олигархи, на физиономиях которых неизгладимая печать свершенных афер? Или может быть растолстевшие философы-гедонисты? У аскета же совесть чиста и путь светел, он творчески мыслит, в какой бы сфере ни трудился, а трудится честно, продуктивно и полезно. Одним словом, не только не трудно, но увлекательно, интересно и даже весело.

– Получается, если следовать Вашей, Владимир Михайлович, логике, всем нам надо срочно становиться аскетами?
– Этот выбор делает каждый для себя сам. Гедонизм ведь тоже свободный выбор. И на здоровье! Но с точки зрения социальной эволюции, было бы конечно неплохо, чтобы светских, мирских аскетов было побольше, чем вульгарных гедонистов и охлотропов. Человечество спаслось бы от вырождения. Об этом хорошо сказал выдающийся ученый-этолог, нобелевский лауреат Конрад Лоренц. Опять же по улицам и площадям приятнее было бы прогуливаться, не встречая на каждом шагу задыхающихся, потеющих, оплывших жиром современнников с угрюмыми от тысячи болячек и зависти взглядами.
А вообще-то неплохо бы иногда вспоминать великого Михаила Булгакова. Любой беспорядок и хаос начинается, как очень удачно заметил профессор Преображенский в “Собачьем сердце”, с головы, будь то грязь в подъезде или... в собственном любимом теле. Так вот, я бескомпромиссно утверждаю, что вульгарно-хапающий гедонизм – это абсолютный беспорядок в мозгах современников. Следствие этого беспорядка – чревоугодие, хватательный рефлекс, зависть, погоня за всяческими усладами, нежелание хоть чуточку потерпеть, если встретилась трудность, и т. п. Результат – ожирение, болезни, сахарный диабет, психозы и повальная психопатия воинствующего невежества и хамства. Полный хаос, из которого есть только два пути: в смерть или в наведение порядка в голове. Светский аскетизм – это одна из очень эффективных форм порядка в мозгах. Альтернатива!

– Выходит, сами Вы, Владимир Михайлович, относите себя к светским аскетам?
– Абсолютно и всю сознательную жизнь. И до конца жизни. Некоторые отклонения правда были – по части веса тела. С некоторого времени как-то незаметно стал прибавлять и набрал излишек. Не совсем сбалансированно питался, немного перебарщивал, хотя никогда не переедал. Вовремя спохватился. И достиг идеального для себя индекса массы тела – 24,5. Чувствую себя как юнец! Ну, а по творческой части, кажется, всегда было все в порядке. Ведь я исследователь, философ и психолог. Тем более в 2002 году создал новую науку – фасцинологию. Сейчас разрабатываю ее социально-инженерную часть – практическую фасцинологию. Что может быть интереснее? Кстати, попытка сформировать в России культуру массового светского аскетизма как раз по этой части. Создал семинары по техникам светского аскетизма. Надеюсь внедрить их в практику – людям надо помочь стать хотя бы в телесности эстетичными аскетами и уже никогда не жиреть. А аскетическая культура и дисциплина тела помогут человеку и от духовного ожирения избавиться, ежели таковое завелось...

– Это реально?
– Абсолютно реально. Испробовано не только на себе самом, – а иначе как бы я достиг идеального индекса массы тела! – но и на желающих похудеть. Да и тысячи мирских аскетов во все времена своей практикой доказали реальность и пользу мирского аскетического образа и стиля жизни.

см. также:

посмотрите мои сайты

ФАСЦИНОЛОГИЯ


ФАСЦИНОЛОГ

 

на главную

   

Copyright © Авторская академия светского аскетизма.2006-2014. Последнее изменение: 23 февраля 2014