Rambler's Top100

АВТОРСКАЯ АКАДЕМИЯ СВЕТСКОГО АСКЕТИЗМА Владимира Соковнина

 главная  | Академия  | великие аскеты  | публикации  | проекты | интервью  | Я-менеджмент  

 

 

Если у Вас возникнет интерес к культуре светского аскетизма и Вы захотите ее освоить для здоровья, похудения, оптимистического тонуса и др. целей, присоединяйтесь к моим блогам и страницам в сетях

Тому, кто станет светским аскетом XXI века,

СЛАВА!

Мой e-mail vmmss@mail.ru

В. Соковнин

Аскетизм светский и религиозный - принципиальное различие

Аскеты были всегда, во все века, начиная с древности, они своим примером показывали людям, как можно жить, управляя страстями и необузданными вожделениями, совершенствуя тело и разум для продуктивной и долгой жизни. Аскетами были Пифагор, Диоген, Гиппократ, И. Кант. В России замечательный пример светского аскетизма дали в XX веке академики Н. Амосов и Д. Лихачев.

Светскими аскетами были не только философы и ученые. Классическими убежденными аскетами были римский император Марк Аврелий, гениальный полководец Александр Суворов, миллиардер Генри Форд.

О пользе и необходимости для человечества разумного светского аскетизма убедительно сказали в ушедшем веке замечательные ученые: философ-антрополог А. Гелен, этолог К. Лоренц и психолог, создатель логотерапии В. Франкл. Безумный вульгарный гедонизм с его безмерным аппетитом на все и вся загнал уже человечество в пандемию обжорства и ожирения, что грозит биологическим вырождением. Альтернативой ему может быть только светский аскетизм с его разумной умеренностью во всем.

Светский аскетизм как форма социального поведения возвращается. Культура светского аскетизма предлагает человеку такой образ мышления и жизни, который обеспечивает здоровье и долголетие, избавляет от завистливости и глупых сетей престижности, обретение стройного подвижного тела, радостного оптимистического тонуса, уверенности в своих силах и возможностях.

Но сразу возникает, я уверен в этом, вопрос, в чем заключается отличие светского аскетизма от религиозного, в частности христианского. Словоа "аскетизм", "аскет" несколько пугают, настораживают, так как за десятилетия гонений на религии и религиозность в СССР с этими словами стали ассоциироваться нищета, убогость, жестокая аскеза, доводящая человека до крайнего истощения типа "кожа да кости". И доля истины в такого рода ассоциациях имелась, поскольку монахи-аскеты действительно выглядели этакими мрачноватыми скелетами в черных рясах.

Религиозный аскетизм характерен крайне нигилистическим отношением к бренному телу - источнику и побудителю греховности. Воздержание от чревоугодия в религиозном аскетизме достигало в варианте монашеской аскезы столь скудноого питания, что поддерживалось только физическое существование и все силы перебрасывались на духовный поиск благодати и спасения во Христе у христиан или абсолютного отрешения от мирских сует в буддизме. Тело как бы мешало и о нем заботились исключительно по принципу быть бы живу. Монахи-аскеты были нищими, часто просили подаяние. Многие жили только хлебом и водой.

Надо ли говорить, что такой аскетизм отпугивал народ, любивший во все времена хорошо и аппетитно поесть, погурманствовать. И быть в теле - дородность, некоторая степень ожирения, придававшая степенность и солидность, была у многих наций и народов в моде. Стройные и худощавые женщины на Украине считались несчастными, их жалели. В селах эта психология царствует и сейчас.

Однако, тысячелетиями существовала культура умеренности и воздержания иного рода, чем религиозная аскеза. Приверженцами такой культуры были многие древние философы и мудрецы: Конфуций, Сократ, Диоген и вся школа киников, Сенека и стоики, но и властители, политики и полководцы: император Марк Аврелий, Ричард Львиное Сердце, Александр Суворов. Все они были людьми творческими, трудолюбивыми, жили долго и отличались отменным здоровьем. Кстати сказать, и великий Гиппократ учил воздержанию и умеренности, а умеренное и сбалансированное в современной терминологии, питание считал лучшим из лекарств. Сократ так невзлюбил искусных поваров, что называл их убийцами, отравляющими людей пищей, разжигающей аппетит и смертоносную неумеренность ее поглощения. О сахарном диабете тогда не знали, но смертельность чрезмерного ожирения осознавалась вполне.

Но аскетизм великих касался не только умеренности в питании. Умеренность вознесена была ими в главный принцип жизни во всем. Чрезмерность изгонялась из образа жизни как основная опасность для души и тела

(окончание следует)

см. также:

посмотрите мои сайты

ФАСЦИНОЛОГИЯ


ФАСЦИНОЛОГ

 

на главную

   

Copyright © Авторская академия светского аскетизма.2006-2014. Последнее изменение: 23 февраля 2014