СВЕТСКИЙ АСКЕТИЗМ КАК АНТИКРИЗИСНАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЭКОЛОГИЯ, КУЛЬТУРА, ТЕХНОЛОГИЯ
(интервью Владимира Соковнина)
- Владимир Михайлович, первый вопрос о термине. Почему аскетизм и вдруг светский? Не всем это понятно.
- Вы правы, привычно для всех, быть может в России особенно, что аскетизм бывает только религиозный. Святые-отшельники, йоги, затворники и т. п. Про то, что атеизм вовсе не обязательно привязан к религиозной аскезе, что он может быть и вне религии, а в рамках религии может быть в мягкой, не аскезной форме, мало кто осведомлен. А вот Европа со светским аскетизмом связана была теснейшим образом и по меньшей мере два с лишним столетия. Это осуществило протестантское христианство. Только название было другое, не светский, а мирской, то есть аскетизм в миру, в обычной жизни мирянина, гражданина, христианина. И этот мирской аскетизм прекрасно вписывался в повседневную жизнь, провозглашал святость труда, воздержания от излишеств во всём, трезвый образ жизни, трудовое служение обществу и стране. Как показал замечательный социолог Макс Вебер (http://www.koob.ru/weber/protestantskaya_etika), мирской аскетизм в соединении с протестантством позволил народам Западной Европы, а затем и переселенцам в Америку, развить капитализм, промышленность, предпринимательство. В этом процессе экономического взлёта и капитализации человечества велика заслуга мирского, светского аскетизма.
- Это впечатляет. Но где он теперь западный мирской аскетизм?
- Он по сути умер. И как это ни парадоксально будет звучать, мирской аскетизм протестантов сам себя и умертвил. Протестанты породили мирской аскетизм и они же допустили несколько смертоубийственных ошибок, которые и похоронили мирской аскетизм.
- Какие ошибки?
- Главная – было разрешено заниматься накоплением капиталов. Труд светского аскета был освящён как первостепенная святость христианина и при таком подходе он становился профессионально качественным, этим гордились. И давал прибыль. Что делать с прибылью, ведь она увеличивается и даёт возможность не просто комфортной жизни, но и роскоши. Не всякий мирянин устоит. Вот тут-то идеологи протестантизма и допустили оплошность. Они разрешили копить и тратить на дорогие вещи. И постепенно зажиточные протестанты стали развращаться богатством, а потом пустились и в презираемое прежде ростовщичество, в роскошь. И мирской аскетизм был взорван изнутри, редко кто устоял от чрезмерного гедонизма, от сетей удовольствий и наслаждений. Сейчас аскетов мало. Правда, XX век дал один выдающийся образец светского аскетизма. Я имею в виду бойскаутское движение, созданное в Англии и распространившееся по всему миру. С бойкаутов слизал свою подготовку пушечного мяса "Гитлерюгенд". Но всё же бойскаутизм - это молодёжная специфика и не столь массовая, как хотелось бы: в 150-ти странах их около 20 миллионов. В России их совсем мало, что-то около 10 тысяч. Но ведь есть! Из аскетов-одиночек можно привести как пример подлинного мирского аскетизма сухощавого миллиардера Генри Форда, презиравшего толстяков и выгонявшего их со своих предприятий. А его сыновья аскетизму отца помахали ручками.
- Выходит можно быть миллионером и светским аскетом?
- Даже миллиардером. Главное ведь не в величине богатства, а в образе жизни, в мировоззрении и в тратах. Генри Форд провозгласил, в частности, что тот, кто не тратит капитала на пользу обществу, не имеет права называть себя честным бизнесменом. Это он и такие как он заложили основы американской и европейской благотворительности как неотъемлемой составляющей бизнеса.
- Если протестантский мирской аскетизм умер, то откуда ждать современного светского аскетизма?
- От народа, от тех, кто во все времена избирает принцип жизни «всё в меру», от выдающихся спортсменов, для которых аскетизм – норма жизни, да просто от разумных людей, думающих о здоровье и чести. Им не нужны роскошные яхты или 10 квартир в Лондоне.
- Аскетом живёт и великий математик Григорий Перельман…
- Да, да. Для него жизнь – это наука, поиск истины, творчество. Это выше и чище всех миллиардов, яхт и Куршевелей с гламурными одалисками. Знаете, как однажды пошутил Альберт Эйнштейн на одном роскошном торжестве? Я, рассказывал Эйнштейн, спросил одного из женевских «отцов города», с которым сидел рядом: «Знаете ли вы, что сделал бы Кальвин, будь он здесь?». Сосед полюбопытствовал - что же именно? Эйнштейн ответил: «Он устроил бы пожар и сжег нас всех за грех обжорства». Кстати сказать, Эйнштейн был светским аскетом. Лев Толстой о помещиках и аристократах, в том числе и в своей семье, которые роскошествовали и объедались, так и писал в дневнике «Жрут, как свиньи, и никакого стыда! А рядом голодные и нищие».
- Почему Вы называете светский аскетизм антикризисной философией!
- По простой причине, делавшей светскими аскетами Сократа, Сенеку. Конфуция, Марка Аврелия, Александра Суворова, Дмитрия Лихачёва, Николая Амосова. Эта причина – жить так, чтобы не наносить вреда обществу, довольствоваться необходимым и не опускать себя в омут излишеств, развращающих и убивающих и дух, и тело. Человечеству для выживания и развития нужны люди крепкие телом и духом, а не наркоманные хлюпики, жиреющие маразматики и роскошествующие параноики и психопаты. Они-то и тащат человечество в кризисы. Не секрет, что жадность и погоня за сверхприбылями банкиров, ипотечных инвесторов и весь торговый капитал привели к современному глобальному кризису. Чрезмерность, излишества, роскошь губят души, ведут к шквальному нарастанию потребностей и потребительства, и в конечном счёте к кризисам. Светский аскет от этого омута защищён своей философией жизни. Когда Сократу один из древнегреческих олигархов показал свой роскошный дворец и изобилие в нём, Сократ покачал головой и произнес «Как много вещей, без которых я могу прекрасно обходиться».
- Почему светский аскетизм антикризисная экология?
- Прежде всего это личная экология. Здоровье, чистота души, творческая психика, красота. Согласитесь, если бы каждый житель планеты был таким экологичным, то не было бы ни болезней, ни ожирения, ни грязи, ни сверизбыточной убийственной для природы промышленности со всей её химией, ядами и зловонными выбросами. Ещё и такой личностный нюанс. Лев Толстой был до того, как стать мирским аскетом, азартным охотником, травил волков, лисиц, зайцев. А став аскетом как-то сел на своего верного коня и поехал как бы поохотиться, по старой привычке, но увидев зайца, сиганувшего от него, засмеялся и крикнул «Успеха тебе, заяц!». И испытал радость оттого, что избавился от охотничьего инстинкта, не убил живое существо. А наши властоманы? Садятся в вертолёт и айда стрелять из винчестеров животных, занесённых в красную книгу. Это из них хлещет азарт роскошества жизни – хапать, страшить, убивать... Кстати, прекрасным стрелком и охотником был Чарльз Дарвин. В молодости любил пострелять бекасов. С годами отрезвел и когда однажды пошел прогуляться, прихватив с собой ружье, и увидел взлетевшего бекаса, вскинул было ружье, но тут же остановился, стыдно стало, что чуть не убил птицу. Тоже погасил инстинкт. Светский аскет ценит природу, её красоту, её необыкновенную целительную силу и потому её хранит. Он и личностно, и социально экологичен. Ему не придёт в голову глушить рыбу взрывчаткой, поджигать лес или сбрасывать в реку ядохимикаты с плохо работающего завода.
- Почему светский аскетизм антикризисная культура?
- Все потому же – это чистый и социально полезный вид поведения в обществе. По принципам «не вреди», «помоги», «будь чист и честен». При такой культуре нет места показному гламурному фанфаронству, погоне за престижными штучками и статусами, стяжательству, зависти, коррупции и прочим мерзостям кризисного существования.
- Наконец, почему это технология?
- Понятие технология я применяю для обозначения освоения, обучения светскому аскетизму. Хорошо, если человек дошёл до него своим умом. На это могут уйти бесценные годы, а то и десятилетия. Неплохо бы помочь, подсказать, показать пример, кое чему научить. К примеру, как правильно питаться, какими способами лучше всего поддерживать высокий физический и творческий тонус, как повысить стрессоустойчивость, избавляться от депрессивных состояний, наконец, какими лучше всего пользоваться стилями и техниками общения, чтобы не проваливаться в конфликтность и избавлять себя от пустобрехства, в которое сплошь и рядом затягивают окружающие любители прожигать жизнь. Их ведь тьма! Вот в этом светский аскетизм может быть отличной школой и технологией.
- Вам приходилось помогать кому-нибудь?
- Я даже разработал коучинг-консультирование, которое назвал «Лайф-коучинг совершенствующего и целительного светского аскетизма».
- А есть ли в России кроме Вас светские аскеты?
- Да сколько угодно! Хотя хотелось бы побольше. Вплоть до массового движения. Обнадёживает, что мой сайт о светском аскетизме посещают всё больше и больше. Появился ещё один весьма полезный сайт «Партия экологического аскетизма». Присылают очень интересные письма. Позволю себе процитировать одно из них, очень, на мой взгляд, показательное и современное, от девушки из Белоруссии: «Здравствуйте! Извините, сообщение эмоционально и не аскетично, но это потрясающе! удивительно, что я наткнулась на Ваш сайт! мне 21 год, с 16-ти я решила заняться саморазвитием, потом это переименовалось в самовоспитание. Ваш Манифест, ну, слово в слово мой схож с Вашим! О, это так здорово! В общем, у меня одни эмоции радости, счастья - нас много! ура!
Каждый день борьба с собой за себя! потому что не хочешь скатиться в яму!
Труд! Да! красота! Да! Чистота! Да-да! Мера!!! Дааааааа.
ВСЕГО ВАМ ХОРОШЕГО!!!!!!!»
- Прекрасное письмо! А много писем?
- Не много, но постоянно. В том числе даже из США. Светские аскеты есть везде, во всех странах. И будут. Только на этом пути человечество может сохранить себя, преодолеть кризисы и выйти на дорогу подлинно человеческого и человечного бытия на планете без кризисов и катастроф. Никто кроме самих себя человечество не спасет от вырождения и уничтожения. Светский аскетизм – самое верное целительное средство. Пора вульгарного, маразматического гедонизма пройдёт, иначе человечеству конец.
- Владимир Михайлович, сам собой возникает вопрос, откуда же в человеке столько... дерьма? Почему человек так ненасытен и туп?
- Вопрос этот волнует человечество тысячи лет. Мой вариант ответа может показаться неожиданным и парадоксальным. Виновата фасцинация, заложенная в человека матушкой эволюцией для выживания. Слишком трудно даётся живым существам выживание. Эволюция и снабдила всё живое страстью, могучей тягой к удовлетворению потребностей. Первичных, разумеется. В пище, питье, охране тела, продолжении рода. Не будь фасцинации, этой чарующей тяги к жизни и не будь страха перед смертью, жизнь на планете затухла бы не начавшись. А секрет фасцинации ещё и в том, что она подкреплена удовольствием, наслаждением. Хочется повторить, ещё, ещё и ещё. Это и есть по сути процесс страсти и её разрастания-возрастания. Вверх по спирали! Как у игроков. Начинают играть по-маленькой, на копейки, а потом пошло-поехало, до безумия и преступлений. Пока человек в каменном веке мало чем отличался от животных-хищников, фасцинация помогала, не была опасной. Поохотился, поел, обезопасил себя костром - и хорошо. Но вот появились копья и стрелы. И что получилось? Истребил наш далекий предок мамонтов, носорогов, пещерных медведей и прочую живность, которую называют мегафауной. Археологи находят буквально кладбища костей крупных животных. Истребляли целыми стадами. В охотничьем азарте и всевластии над животным миром. И подрубили сук под собой - есть стало нечего. Вот и кризис, почти убийственный. От алчности и охотничьего экстремизма. С трудом, но выкрутились однако, перешли к землепашеству и скотоводству. И тут появилась новая опасность. Богатсво, роскошь, власть, войны. Всё это опять же подстёгивается фасцинацией, безудержными пиршествами, щегольством, пусканием пыли в глаза, сладострастием власти до садизма, и т. д. и т. п. Фасцинация начала теперь действовать как бы с обратным знаком. Если для выживания в суровых условиях она стимулировала силы к выживанию, то при достатке, а тем более изобилии, она превратилась в стимулятор наслаждений. Барьера-то эволюция не задала, она же не могла предвидеть, что её любимец гомо сапиенс не сможет устоять перед чарующими и услаждающими соблазнами и маниями. Вот в эту воронку и вляпалось услаждающее себя порнографическое человечество. Не может устоять - хоть лоб расшиби. Как ребенок, попробовавший шоколадку и терроризирующий маму с папой: "Хочу! Ещё!" Вместо шоколадки подставьте: автомобиль, дом, яхту, власть, золото, и побольше, побольше! Воронка. Мания. Фасцинация превратилась в убийственную опасность. Об этом я заканчиваю сейчас книгу под названием Гомо Люксуриосус, Человек Чрезмерный.
- Прямо апокалипсис какой-то, Владимир Михайлович... И нет выхода?
- Ну, что-то да произойдёт. Спаслось же человечество на краю гибели, когда мегафауну истребило. Возможно, найдёт гомо в себе силы устоять перед развращающей фасцинацией. За ум возьмётся.
- Люди станут светскими аскетами!
- Это тоже не исключено. Когда так треснет очередной кризис по хребту, что деваться будет некуда, кроме как чуточку поумнеть. Пока же большинство людей проваливается в рабство к вульгарному гедонизму, а там фасцинация убийственна, там царствует "Хочу! Ещё!". С фасцинацией надо дружить, тогда она будет спасительной благодарной помощницей во всём. Такой она была изначально, такой она создала гомо сапиенса, пока этот алчный и блудливый человечек её не испохабил.
Записала Анна Орехова
Екатеринбург, 3 июня 2011 г.