Мой
e-mail vmmss@mail.ru
Владимир
Соковнин
Манифест светского аскета
XXI века
Светский
аскетизм как образ умеренной жизни насчитывает тысячи лет. Аскеты
были всегда, во все века, начиная с древности; они своим примером
показывали людям, как можно жить, управляя страстями и необузданными
вожделениями, совершенствуя тело и разум для продуктивной и долгой
творческой жизни. Многие великие философы, ученые, писатели, художники
были аскетами, благодаря чему сохраняли прекрасную физическую форму
и творческий потенциал до глубокой старости. Аскетами были Пифагор,
Диоген, Эпиктет, Гиппократ, Сенека, Марк Аврелий, И. Ньютон, И. Кант.
В России высокий пример мирского аскетизма дали А. Суворов, П. Чаадаев,
Д. Лихачев.
Аскетизмом
(правда чаще всего только в питании) отличаются почти все женщины-звезды:
актрисы, певицы, танцовщицы, фотомодели: без аскетизма в питании им
невозможно было бы стать звездами-профессионалами. Аскетизм характерен
и для жизни почти всех профессиональных спортсменов.
О
пользе и необходимости для человечества светского аскетизма убедительно
сказали уже в наши дни выдающиеся ученые: философ А. Гелен, этолог
К. Лоренц и психолог В. Франкл, академик Н. Амосов. Безумный вульгарный
гедонизм с его безмерным аппетитом на все и вся загнал уже человечество
в сети обжорства и ожирения, что грозит ему биологическим вырождением.
Принципы и правила жизни современного светского аскета могут помочь
не только в борьбе с ожирением нации, они подскажут каждому человеку
как выработать свой личный разумный стиль жизни, ведущий к здоровью,
красоте и долголетию, исключающий не только физическое, но и духовное
ожирение.
Принципы
и правила светского аскета XXI века
«Все в меру!» – этот древний принцип красивых и здоровых людей древности
светский аскет сделал своим девизом жизни. Чрезмерность испепеляет
и губит.
• Один из лозунгов светского аскета – «Труд. Красота. Чистота. Мера».
• Светский аскет выбирает для себя путь может быть и нелегкий, но
принципиально честный, о котором как нельзя лучше сказал Булат Окуджава:
Совесть,
благородство и достоинство -
вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
за него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
но зато умрешь как человек.
•
Светский аскет – человек поступка, а не пустопорожней говорильни и
пустых мечтаний. Он не разглагольствует о пользе физической формы
и ограничений, а ведет такой образ жизни, так организует свой уклад
дня, что всем видны результаты его труда и совершенствования. Он не
призывает, а подает личный пример.
• Светский аскет любит труд и стремится делать добрые дела, только
они украшают его жизнь, наполняя ее высоким смыслом. Он руководствуется
мудрым принципом Николая Тимофеева-Рессовского «Жить нужно так, чтобы
не стыдно было умирать».
• Светский аскет физически и душевно здоров и готов стоически противостоять
любым невзгодам жизни. У него есть для этого закалка, сила духа и
воли, скептический разум и философский взгляд на жизнь. И ему нет
нужды, когда подступает отчаяние, прибегать к спасению алкоголем или
наркотиками. Он руководствуется древней восточной мудростью «Дай мне
силы принять то, что невозможно изменить, мужество изменить то, что
можно изменить, радость для всего остального».
• Светский аскет – противник роскоши и мишуры, чрезмерности и излишеств
в удовлетворении потребностей. В своем образе жизни он культивирует
экологическую простоту, исключающую прикрасы и побрякушки в окружающей
его среде, во внешнем облике и поведении.
• Светский аскет непритязателен в еде, одежде, бытовых условиях, он
не изнежен и ему не нужны изысканные и рафинированные вещи и услуги.
Он ценит красоту и комфорт, но только в их гармонии с простотой и
функциональным удобством. Его принцип – вещи должны быть удобны в
пользовании, они должны хорошо служить, доставляя радость и телесное
удовольствие своей оптимальной функциональностью.
• Принцип светского аскета в питании «Я ем, чтобы жить, а не живу,
чтобы есть». Светский аскет никогда не голодает, хотя голод переносит
легко, он со смакованием и аппетитом наслаждается пищей и питьем в
пределах строго необходимой для организма меры, поддерживающей оптимальную
энергетику и тонус тела. Если он и гурман, то не в вульгарно-гедонистическом
смысле, а как тонкий ценитель всего того изобилия натуральных продуктов
питания, которые дала человеку природа.
• Светский аскет всем своим видом демонстрирует высокий образец умеренности,
спортивности, подтянутости и в этом отношении является лучшей пропагандой
здорового образа жизни для своих детей, которые растут не изнеженными
обжорами, а маленькими радостными свет-скими аскетами – крепкими,
здоровыми, способными противостоять соблазнам разного рода развращающих
«услад».
• Светский аскет изгоняет из своей жизни все искусственные наслаждения,
какие бы блаженства они ни сулили, и предается только тем наслаждениям,
зная их меру, которые определены природой и творческим трудом. Он
знает, что всему искусственному природа мстит болезнями тела и духа,
превращая человека в раба неумеренной зависимости и заложника смерти.
По этой причине аскет никогда не употребляет наркотики, а алкоголь
допускает только в самых незначительных дозах и только в дни знаменательных
для себя праздников, юбилеев и торжеств.
• Светский аскет в общении с людьми спокоен и выдержан, стремится
никому не доставлять неудобств и даже нечаянных обид. Он старается
не вступать в конфликты, помня, что жизнь дана один раз и все суетное
ее только сокращает и потому не стоит тратить на него душевные силы.
Аскет нетерпим только к невежеству и глупости, и потому при встрече
с глупцами он придерживается правила древних китайцев: «Если тебе
повстречался глупец, скорее убегай от него на другой конец деревни».
• Светский аскет не навязчив. Он никого не поучает, а своим примером
утверждает высокий смысл простой умеренной жизни, избавленной от погони
за чрезмерными удовольствиями, так называемыми престижными вещами
и статусами, «золотым тельцом», роскошью и сусальной позолотой. Самое
большее, что позволяет себе аскет, это критику чревоугодия, и только
потому, что чревоугодие ведет к биологическому вырождению человечества.
• Светский аскет чужд манерности, эпатажа и чопорности. Изгнав грубость
и вульгарность из мимики и жестов, в общении с людьми он естествен
и прост.
• Светский аскет никогда не лезет ни к кому с надеждой и призывом
любить его, он руководствуется правилом первооткрывателя стресса Ганса
Селье «Заслужи любовь ближнего своего». Он стремится быть полезным
и нужным людям. Будут ли за это его любить, ему безразлично. Только
любовь и дружеское расположение самых близких ему людей он сердечно
ценит.
• В интеллектуальной сфере жизни светский аскет придерживается принципа
разумного скептицизма. Он «духовной жаждою томим». Его жизнь – постоянное
интеллектуальное совершенствование, духовный поиск, наслаждение размышлениями
и творчеством, неиссякаемое любопытство к новинкам науки, искусства,
литературы, стремление в просвещении «быть с веком наравне». В этом
он видит для себя величайшее удовольствие и духовное наслаждение.
• Зная себе цену, светский аскет никогда не огорчается, если его не
повысили по службе, не отметили его заслуг или обошли наградами: это
такая малость в сравнении с теми духовными ценностями и творческим
горением, которыми он живет и видит в них смысл своего земного существования.
Он не гонится за званиями, степенями, премиями и орденами, оставляя
эту суету людям престижа, зависти и властолюбия.
• Светский аскет живет в гармонии со своим телом, не отравляет его
всевозможными вредоносными пищевыми и питьевыми «усладами» и добавками,
опасными для здоровья. Его принцип – только натуральная и экологически
чистая пища и вода. Аскет не позволяет себе объедаться, да у него
и нет к этому никакого желания. Он изгнал из своего обихода обилие
жирного, сладкого, жареного, все нашпигованное десятками специй и
отрав.
• К телу светский аскет относится бережно, как к лучшему товарищу
жизни, закаляет и тренирует его, но без перенапряжений и погони за
рекордами; он не видит необходимости становиться моржом, хотя способен
переносить и стужу, и жару. Не видит смысла и в экстремальных физических
увлечениях, которые, как любая чрезмерность, сопряжены с риском для
здоровья и самой жизни. По его мнению, экстремалы являются своеобразными
адреналиновыми наркоманами и долго мало кто из них живет.
• Светский аскет – конструктор своего тела и здоровья. Он помнит совет
великого нейрофизиолога Х. Дельгадо «Создай себя сам» и не охраняет
свое здоровье, а каждодневно его хранит и созидает. И тело благодарит
его радостными ощущениями полнокровной жизни, оптимизмом и ровным
хорошим настроением.
• Светского аскета невозможно представить себе с отвисшим животом,
он не может быть толстым и ожиревшим – этого не позволяет ему не только
его философия умеренной жизни, но также и эстетическое чувство красоты
тела. Его принцип – быть стройным, подтянутым, спортивным, элегантным.
• Светский аскет энергичен и подвижен, в телесной подвижности и гибкости
он находит особое радостное наслаждение чувствования каждой мышцы,
каждого органа, каждого их движения, того состояния, которое великий
свет-ский аскет И. Павлов назвал «мышечной радостью».
Походка светского аскета энергична и пластична. Можно ли говорить
об эстетике походки толстяка, переваливающего тело с ноги на ногу
подобно гиппопотаму? Толстяк передвигается, аскет гарцует: походка
его эстетична легкостью и спортивностью.
• Светский аскет не издевается над телом, каким его дала ему природа:
не наносит рубцов и татуировку, не «украшает» тело пирсингом и не
уродует пластическими операциями. Его культ – тренированное красивое
тело, которое он старается держать в отличной форме и чистоте. Светский
аскет – друг физической культуры.
• Светский аскет бережлив, не сорит деньгами, когда они есть, и не
транжирит вещный достаток, приобретенный трудами. Он относится к приобретенному
и нажитому бережно и разумно.
• Светский аскет не пакостит природе – он и здесь бережлив, помня,
что планета – общий дом человечества и его следует содержать в чистоте
и ухоженности. Он влюбленный охотник, но не убивает братьев наших
меньших, а с восхищением и интересом наблюдает за ними, фотографируя
их естественную красоту и необыкновенность.
• Светский аскет снисходителен к человеческим слабостям и всегда готов
помочь советом и доброй подсказкой, как избавиться от вредных привычек
и зависимостей.
• Светский аскет способен на многое и умеет многое, но никогда не
кичится своими возможностями и способностями. Сдержанность – вот его
девиз в отношениях с окружающими.
• Если светский аскет богат, – что случается редко, поскольку капитал
не относится к его жизненным целям, – он считает своим долгом оказывать
благотворительную помощь развитию наук и искусств, физкультуры и спорта,
всему, что способствует распространению в обществе здорового образа
и стиля жизни, культа духовности, здорового и красивого тела.
• Светский аскет, какое бы высокое положение в обществе он ни занимал,
никогда не унизит другого человека демонстрацией своего успеха и богатства.
Напротив, он считает, что публично демонстрировать богатство и личную
успешность является верхом неприличия, нескромности и хамства.
• светский аскет постоянно учится на опыте и примере великих аскетов
человечества и своих современников, старается выправлять себя, извлекает
поучительный опыт из собственных ошибок и промахов.
• Светский аскет всегда готов помочь ближнему.
Манифест
привлек внимание и число посещающих эту страницу растет. Увеличивается
и почта. Совсем недавно пришло письмо из Белоруссии, которое меня
фасцинировало необычайно. Опуская имя автора, привожу его целиком:
«Здравствуйте!
Извините, сообщение эмоционально и не аскетично, но это потрясающе!
удивительно, что я наткнулась на Ваш сайт! Мне 21 год, с 16-ти я решила
заняться саморазвитием, потом это переименовалось в самовоспитание.
Ваш Манифест, ну, слово в слово мой схож с Вашим! О, это так здорово!
В общем у меня одни эмоции радости, счастья -- нас много! Ура!
Каждый день борьба с собой за себя! потому что не хочешь скатиться
в яму!
Труд! Да! Красота! Да! Чистота! Да-да! Мера!!! дааааааа
Всего Вам хорошего!!!!!!!»
Есть, есть в мире светские аскеты всех возрастов!
Дорогие
друзья!
Надеюсь,
что в числе посещающих страницы этого сайта есть и те, кто мог бы
назвать себя светскими аскетами (см. Манифест). Кризис показал, что
человечество, погрузившееся в вульгарный массовый гедонизм с его мотивациями
зависти, жадности, престижа и наркотической погони за удовольствиями,
выбрало самоубийственный вектор развития, вполне способный погубить
homo sapiens. Противостоять этому шквалу извращения духовной и физической
природы человека может только светский аскетизм как интеллектуально-духовная
и психо-биологическая культура социального поведения. Великие
светские аскеты человечества это убедительно показали на своем
примере.
На мой взгляд, самое время эту культуру развивать и делать массовой,
спасительной для всех. Нет ли храбрецов и энтузиастов, которые смогли
бы создать некий Всемирный Союз светских аскетов, что-то вроде Всемирного
Союза скаутов? Они, кстати говоря, во многом представляют собой светских
аскетов в своем образе поведения и отношений.
Был бы рад встретить таких единомышленников и создать Союз светских
аскетов земного шара, активно и убедительно противостоящих развращающей
массовой субкультуре вульгарного гедонизма.
Кто-то
всегда делает первый шаг...
С
уважением, Владимир Соковнин
E-mail: vmmss@mail.ru
см.
также:
мои сайты
на главную